ТИЛЛИХ (TILLICH) Пауль

ТИЛЛИХ (TILLICH) Пауль
(1886-1965) - нем.-амер. христианский мыслитель. Изучал философию и теологию в ун-тах Берлина, Бреслау, Галле. В 1914 -18 служил капелланом в герм. действующей армии. До 1933 - проф. философии в Марбурге и Франкфурте. С приходом к власти в Германии национал-социалистической партии эмигрировал в США, где жил до самой смерти, будучи проф. Нью-Йоркского и Гарвардского (с 1955) ун-тов. Основные труды написаны в США на англ. языке.

В начале своего творчества Т. был близок к "диалектической теологии" К. Барта, но в то же время стремился к созданию собственной концепции, преодолевающей разрыв богословия с проблемами повседневной жизни. Главная тема творчества Т. - место христианства в современной культуре и экзистенциальном опыте современного человека. Если в первый, герм. период эта тема занимала Т. главным образом как проблема философии истории, то во второй, эмигрантский период он стремился построить универсальную теологическую систему, охватывающую проблемы онтологии, экзистенциальной антропологии, философии истории и культуры. Понятие Бога у Т. - теологический синоним категории Бытия, понимаемого в духе позднего Шеллинга и Хайдеггера как основа мира. Это - Бытие как таковое, невыводимое из бытия вещей и несводимое к нему, необъяснимое в категориях субъект-объектного дуализма. По Т., Бытие изначальней всяких разделений, в том числе и разделения на "трансцендентное" и "имманентное". В этом смысле концепция Т. - альтернатива двум крайностям протестантской теологии: с одной стороны, она противостоит "либеральной теологии" XIX в., растворяющей Бога в морали и светской культуре, а с другой стороны, - С. Кьеркегору и "диалектической теологии", для которых Бог и мир абсолютно несоизмеримы. Как и Хайдеггер, Т. считает, что бытие человека - единственный ключ к Бытию как таковому. Экзистенциальная тревога человека о смысле Бытия - свидетельство того, что человек внутренне с Бытием связан, но отчужден от него в своем земном существовании. Религиозность - это и есть состояние предельной заботы о безусловном смысле Бытия, в силу чего она может рассматриваться в качестве фундаментальной характеристики человека. Поэтому задачу теологии Т. видит в корреляции вечных экзистенциальных "вопросов" человека и "ответов", содержащихся в Послании христианского Откровения, что должно способствовать преодолению отчуждения человека от Бога (Бытия). Философия истории Т. рассматривает проблему отношения человека и Бытия в аспекте исторического времени.

Смысл истории, по Т., связан с теми особыми моментами времени, когда Бытие открывает себя человеку (кайрос). Кайрос, по Т., - это событие, находящееся и внутри, и вне истории, это точка, в которой история трансцендирует себя, прорывается к своей надвременной основе. В Новом завете кайрос - это время, когда Бог посылает в мир людей своего Сына, а также время установления Царства Божьего. Главным Кайросом истории Т. считает акт воплощения Слова Божьего, поскольку им было восстановлено единство сущности и существования, в разрушении которого и состояло грехопадение человека. С событием главного Кайроса соотносятся все те моменты исторического движения, которые становятся выразителями безусловного значения и переживаются людьми как моменты "свершения", "осуществления" (малый кайрос).

Из этой концепции вытекает и "религиозный социализм" Т., его попытки осветить религиозный смысл социального движения. Т. пережил временное увлечение марксизмом, был одним из теоретиков нем. движения "религиозного социализма". Однако уже с конца 20-х годов он все чаще предупреждал об опасности идолопоклонства, заложенной, по его мнению, в природе соответствующих движений, а в 50-е годы и вовсе оценил их как "квази-религии".

Философия культуры Т. - это, скорее, теология культуры.  По Т., современную культуру характеризует взаимное отчуждение сакрального и светского - в этом отчуждении заключается ее трагедия. Но нынешнее противостояние религии и культуры не отменяет их сущностного единства, поскольку религия всегда есть субстанция культуры, а культура - форма религии. Все, что мы называем культурой в широком смысле несет в себе, по мысли Т., отношение человека к "Безусловному", а значит, и религиозный опыт.  Однако в условиях земной истории либо религия внешним образом подчиняет себе культуру {гетерономия), либо культура обособляется, замыкаясь в себе самой и теряя тем самым смысловые опоры {автономия). И в том, и в другом случае в духовной истории проявляется "демоническое", деструктивное начало. В качестве идеала Т. выдвигает принцип гармонии двух сторон, "теономную культуру", которая, однако, полностью нереализуема в границах истории.

Субстанция и форма постоянно стремятся к синтезу и постоянно разрушают всякий достигнутый синтез, благодаря чему в истории и присутствует творческое напряжение. Вместе с тем даже в полностью автономной культуре, по Т., сохраняется измерение "Безусловного", религиозный опыт, хотя бы и в негативной форме переживания "пустоты и бессмысленности" - как, напр., у Ф. Кафки и Ф.М. Достоевского, Ницше и Ш. Бодлера, в "театре абсурда" и деструкции мира в живописи модернизма.

Концепция Т. оказала значительное воздействие на католическую "теологию освобождения" в Лат. Америке и некоторые течения протестантского модернизма (напр., на "теологию смерти Бога"). Стремление Т. к преодолению конфессиональных различий внутри христианства и к осознанию значения общих христианских истоков европ. культуры обусловило влияние взглядов Т. на христианское экуменическое движение. 

О.Я. Зоткина

Избранное. Теология культуры. М., 1995; Das Damonische: Ein Beitrag zur Sinndeutung der Geschichte. Tubingen, 1926; The Interpretation of History. Chicago, 1936; Systematic Theology. Chicago, 1951.


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ТИЛЛИХ (TILLICH) Пауль" в других словарях:

  • ТИЛЛИХ (Tillich) Пауль — (1886 1965) немецко американский протестантский теолог и философ, представитель диалектической теологии. В отличие от К. Барта и др. стремился к созданию универсальной теологии культуры , примирению разума и откровения. В 20 х гг. лидер движения… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТИЛЛИХ (TILLICH) Пауль — (1886 1965) немецко американский протестантский теолог, философ, культуролог. Учился в университетах Берлина, Тюбингене, Галле и Бреслау. В 1911 получил степень доктора философии в Бреслау, в 1912 степень лиценциата теологии в Галле. Обе… …   Социология: Энциклопедия

  • ТИЛЛИХ — (Tillich) Пауль (1886 1965) один из ведущих представителей диалектической теологии, философ культуры. Изучал философию и богословие в ун тах Берлина, Тюбингена, Галле (1905 1912); служил капелланом в действующей армии, преподавал в ун тах… …   Философская энциклопедия

  • ТИЛЛИХ —         (Tillich) Пауль (1886 1965) – нем. амер. христ. мыслитель, теолог, философ культуры. Получил богословское образование в ун тах Берлина, Бреслау, Галле. Д р философии и теологии. Обе диссертации филос. и теол. были посвящены философии… …   Энциклопедия культурологии

  • Тиллих Пауль — Тиллих (Tillich) Пауль (20.8.1886, Старцеддель, 22.10.1965, Чикаго), немецко американский протестантский теолог и философ, представитель диалектической теологии. После 1 й мировой войны 1914 18 выступил одним из критиков либерального… …   Большая советская энциклопедия

  • ТИЛЛИХ — (Tillich) Пауль (1886 1965) немецко американский христианский мыслитель, теолог, философ культуры. Получил богословское образование в университетах Берлина, Бреслау, Галле. Доктор философии и теологии. Обе диссертации философская и теологическая… …   Энциклопедия социологии

  • ТИЛЛИХ — (Tillich) Пауль (1886 1965) немецко аме риканский протестантский теолог и философ, один из классических представителей (в ранний период своего творчества) диалектической теологии. Теологическое образование в университетах Берлина, Бреслау и Халле …   Новейший философский словарь

  • Тиллих, Пауль — Пауль Йоханнес Тиллих Paul Johannes Tillich …   Википедия

  • Пауль Тиллих — Тиллих, Пауль Пауль Йоханнес Тиллих (нем. Paul Johannes Tillich; 20 августа 1886, Штарцеддель  22 октября 1965, Чикаго)  немецко американский протестантский теолог и философ, представитель диалектической теологии. В отличие от Карла Барта и др.… …   Википедия

  • Тиллих — Тиллих, Пауль Пауль Йоханнес Тиллих Paul Johannes Tillich Дата рождения: 20 августа 188 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»